Нейропсихологическая реабилитация больных

Поставьте топический диагноз при различных видах агнозий.

Нейропсихологический
синдром

Лобная
доля

Теменная
доля

Височная
доля

Затылочнаядоля

Регуляторная
(идеаторная) апраксия – нарушение
замысла и построения программы
произвольных движений.

Кинетическая
(эфферентная) апраксия – нарушение
последовательности, быстроты и
плавности переключения движений.

Кинестетическая
(афферентная) апраксия – нарушение
произвольных движений из-за отсутствия
ощущения положения пальцев.

Пространственная
апраксия – нарушение конструктивных
произвольных движений в следствии
расстройств пространственной
ориентации.

Таблица
№ 2

Нейропсихологический

синдром

Лобная
доля

Височная
доля

Теменная
доля

Теменно-

височно-

затылочная
область

Затылочная
доля

Оптическая
агнозия – нарушение узнавания
предметов, лиц при зрительных
восприятиях.

Слуховая
агнозия – нарушение узнавания звуков.

Тактильная
агнозия (астереогноз) – нарушение
узнавания предметов на ощупь.

Нарушение
схемы тела: аутотопагнозия, анозогнозия,
псевдополимелия, нарушение право-левой
ориентации.

Фингерагнозия
– нарушение узнавания пальцев.

Таблица 3.

Определите характер афазий.

Характер
нарушения речи

Моторная
афазия

Сенсорная
афазия

Амнестическая
афазия

1.
Нарушение экспрессивной речи: отсутствие
спонтанной и повторной речи, литеральные
парафазии, слова-эмболы.

2.Нарушение
понимания речи : «словесный салат»,
непонимание инструкций.

3.Нарушение
номинативной речи : не помнит названия
предметов, имен существительных.

Ответы
на вопросы, поставленные в таблицах 1,
2, 3

№№ таблицы

Нейропсихологический

синдром

Локализация
очага

1.

Регуляторная
(идеаторная) апраксия

Лобная
доля

Кинетическая
(эфферентная) апраксия

Премоторная
зона лобной доли

Кинестетическая
(афферентная) апраксия

Теменная
доля

Пространственная
апраксия

Теменная
доля

2.

Оптическая
агнозия

Затылочная
доля

Слуховая
агнозия

Височная
доля

Нарушение
схемы тела

Теменная
доля

Фингерагнозия

Теменная
доля

3.

Афферентная
моторная афазия

Нижние
отделы постцентральной извилины
доминантного полушария

Эфферентная
моторная афазия

Нижние
отделы премоторной зоны доминантного
полушария

Динамическая
моторная афазия

Префронтальная
область, кпереди от премоторной зоны

Сенсорная
афазия

Задний
отдел верхней височной извилины
доминантного полушария

Акустико-мнестическая
афазия

Средние
отделы височной доли доминантного
полушария

Семантическая
афазия

Теменно-височно-затылочная
область доминантного полушария

Амнестическая
афазия

Теменно-височно-затылочная
область доминантного полушария

Ответы
на вопросы, поставленные в таблице 4.

Характер
нарушения речи

Название
афазии

Нарушение
экспрессивной речи

Моторная
афазия

Нарушение
импрессивной речи – понимание речи

Сенсорная
афазия

Нарушение
номинативной речи

Амнестическая
афазия

Клинические задачи

Задача
1.

Больной
52 лет, правша, доставлен в приемный покой
машиной скорой помощи. Во время работы
появилось затруднение при произношении
слов. При осмотре: речь отсутствует, на
вопросы отвечает односложно, повторяя
«да-да», имеются словесные эмболы.
Обращенную к нему речь понимает, может
выполнить задание по инструкции. Письмо
затруднено.

1.Определите
синдром.

2.Поставьте
топический диагноз.

Задача
2.

Родственники
заметили, что выйдя из комнаты в коридор,
больная 58 лет, правша, не знает, как,
вернуться обратно, не может надеть
платье и обувь. Больную приходиться
кормить. При осмотре парезов и параличей
не выявляется. Не может определить
правой рукой предметы на ощупь. Не
справляется с устным счетом, не узнает
буквы, не может надеть халат, застегнуть
пуговицы, завязать узел.

1.Определите
синдром поражения.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Задача
3.

Больной
60 лет, правша, после черепно-мозговой
травмы стал плохо понимать речь
окружающих. Говорит много, но речь его
не понятна (набор слов и фраз). Задание
врача выполнить не может.

1.Определите
характер расстройств речи.

Нейропсихологическая реабилитация больных

Задача
4.

Больного
40 лет, правшу, в течение 2-х месяцев
беспокоят приступы головных болей,
постепенно нарушилась возможность
читать и считать.

При
обследовании: не узнает буквы, цифры,
не может считать до 10, не помнит названий
пальцев, не может назвать предметы,
нарушена право-левая ориентация.

Задача
5.

Больной
50 лет, правша. В последнее время жалуется
на нарушение зрения, что затрудняет
возможность чтения, ориентировки, не
всегда узнает лица знакомых.

При
осмотре: отмечается выпадение левых
полей зрения, рассматривая предметы,
не узнает их, нарушена ориентировка в
правой и левой стороне, иногда отмечает
ощущение увеличения размеров лица и
левой руки или отсутствия их.

Задача
6.

У
больного 65 лет после кратковременной
потери сознания нарушились движения в
левой руке и ноге. При осмотре: движения
в левой руке и ноге отсутствуют, но
больной отрицает, что болен, считает,
что может ходить самостоятельно. Левой
рукой не узнает предметы на ощупь.

Нейропсихологическая реабилитация больных

1.Определите
синдромы.

2.Поставьте
топический диагноз.

Задача
7.

Больная
30 лет. В течение последних месяцев
окружающие стали замечать ее вялость,
заторможенность, неопрятность,
неряшливость, неправильное поведение.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

При
осмотре: сглаженность правой носогубной
складки, дезориентированность в месте
и времени. Выполняет задания врача
только после неоднократного его
повторения. Не знает, как приступить к
еде, заправить кровать.

Амнезия

Амнезия
(от греч. amnesia
– забывчивость, потеря памяти) –
нарушение памяти.

Проблема
памяти – одна из наиболее разрабатываемых
проблем науки. Это объясняется многими
причинами – успехами биологии,
результатами исследований на нейронном
уровне, развитием психологической
науки.

Под
памятью понимают запечатление, сохранение
информации о раздражителе после того,
как действие его прекратилось.

Для
биологических систем характерны общие
механизмы памяти: фиксация, сохранение,
считывание и воспроизведение следа. В
характеристике их важны длительность
формирования следов, объем запечатленного
материала, точность считывания и
особенности воспроизведения.

Процессы
памяти характеризуются по длительности
как кратковременная память – процесс
запечатления длится несколько минут;
долговременная – следы сохраняются
длительное время. Существуют и другие
параметры процессов памяти – оценка
памяти с точки зрения модальности,
произвольного уровня реализации.

Современная
психология расценивает запоминание и
воспроизведение как сложный процесс
переработки информации, распадающийся
на ряд этапов и приближающийся по своему
характеру к познавательной деятельности.
Процесс запоминания, являясь как бы
продолжением процесса восприятия,
начинается с выделения признаков
объекта.

Первый этап – кратковременная
или оперативная память, в которой
сохраняется небольшое количество
следов, отобранных вниманием на короткий
срок. Затем начинается процесс
«кодирования», включение материала в
определенную систему связей, переход
к долговременной памяти. Такой подход
заставляет относиться к памяти как к
сложной познавательной деятельности.

Хранение запечатленных следов и их
воспроизведение также являются сложным
процессом. Так, припоминание включает
в себя активный поиск, выбор нужной
связи, сличение результатов с исходным
материалом. Мозговая организация
различных форм мнестической деятельности
остается в значительной степени новой
главой нейрофизиологии.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Считают, что
память нужно рассматривать как
функциональную систему, активную по
своему характеру, развертывающуюся во
времени, разбивающуюся на ряд
последовательных звеньев и организованную
на ряде уровней. В мнестической
деятельности принимают участие различные
системы мозга, каждая из которых вносит
свой вклад в обеспечение этого сложного
процесса.

Предполагается,
что местом долговременного
хранения информации являются белковые
молекулы клеток мозга, вероятнее всего
астроцитов.

Процесс
избирательного запоминания предполагает
оптимальный тонус коры или состояние
ее полного бодрствования, наличия
намерения запомнить, сохранность
корковых отделов соответствующих
анализаторов, которые должны разложить
поступающую информацию на ряд дробных
модально-специфических признаков,
осуществить процесс отбора этих признаков
и объединить их в целые динамические
структуры.

Снижение
коркового тонуса является основным
фактором, который делает невозможным
избирательное запечатление и хранение
следов и приводит к нарушению общей
модально-неспецифической
памяти.
Известно, что поражение лимбического
круга приводит к грубым нарушениям
памяти.

А.Р.
Лурия отмечает три свойства этих
нарушений памяти:

  1. Модально-неспецифический
    характер

  2. Влияние
    этих нарушений в одинаковой мере, как
    на непреднамеренное запечатление
    следов, так и произвольную деятельность.

  3. Сочетание
    нарушений памяти с грубыми нарушениями
    сознания.

Нейропсихологический
анализ этих форм расстройств памяти
показал, что патологическое состояние
мозга, возникающее вследствие нарушения
нормальных активирующих неспецифических
влияний на кору головного мозга, приводит
к патологической тормозимости возникших
следов. При массивных поражениях мозга
могут быть стертые или грубые нарушения
памяти. В последних случаях нарушения
памяти переходят в нарушения сознания.

Поражения
верхних отделов мозгового ствола,
лимбической системы, опухоли третьего
желудочка вызывают общие или
модально-неспецифические формы нарушений
памяти. В легких случаях они равномерно
проявляются в наиболее сложных
мнестических процессах разной модальности
и характеризуются повышенной тормозимостью
следов в зрительной, слуховой,
сенсо-моторной сферах.

Мнестические
процессы протекают в разных анализаторных
системах, выделяют зрительную, слуховую,
тактильную, двигательную формы памяти.
Существуют также аффективная или
эмоциональная память. Нарушения этих
форм памяти возникают при поражении II
и III
функциональных блоков.

Модально-специфические
нарушения памяти
наблюдаются при поражениях конвекситальных
отделов коры, при этом нарушаются
отдельные модально-специфические
операции. Так, например, все дефекты
памяти при поражении левой височной
доли связаны со слуховыми процессами
и речью, поражение теменно-затылочной
области – с явлениями амнестической
афазии.

Выделяют
также кратковременную (оперативную,
фиксационную)
долговременную,
механическую и логическую (смысловую)
память.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Поражение
лобной доли приводит к нарушениям памяти
вследствие нарушения активной мнестической
деятельности. Мотивы, направленные на
задачу запомнить и воспроизвести
соответствующее содержание становится
неустойчивыми, легко уступают другим
факторам – бесконтрольному всплыванию
побочных ассоциаций или влиянию
патологической инертности стереотипов.
Мнестическая деятельность распадается.

Таким
образом, память человека имеет очень
сложное строение, нельзя считать, что
память сводится к «простой записи,
хранению, считыванию, информации». Это
сложнейший процесс обработки полученной
информации, отбор, кодирование, выбор
нужных систем связей, целенаправленная
мнестическая деятельность, осуществляющая
эту задачу.

В
клинической практике частыми вариантами
нарушений памяти является ретро- и
антероградная амнезия. Ретроградной
амнезией называется амнезия, предшествующая
событию, антероградной амнезией –
амнезия, проявившаяся после события.
Обычно эти расстройства памяти возникают
при черепно-мозговой травме.

Хроническое
и прогрессирующее расстройство памяти
часто сочетается с другими
проявлениями деменции, в частности при
болезнях Альцгеймера, Пика, токсической
и дисциркуляторной энцефалопатии,
пресенильных и сенильных психозах.

При
исследовании памяти используется
следующие тесты:

  1. Повторение
    серии из трех, пяти простых слов,
    непосредственное и отсроченное: дом,
    ночь, игла; стол; звон, лист, шкаф; лук,
    лист, зонт, мир; кот, стук, шар, ночь,
    пыль, звук;

  2. Заучивание
    серии слов и их 1-10-е воспроизведение,
    их припоминание спустя 2 минуты: дом,
    лес, стол, кот, ночь, игла, пирог, звон,
    лист, крест;

  3. Запоминание
    двух групп слов и их 1-3-е воспроизведение:
    день, сосна, шкаф; книга, шапка, круг;

  4. Запоминание
    групп картинок с их 1-3-м воспроизведением;

  5. Запоминание
    двух простых фраз и их 1-3-е воспроизведение,
    воспроизведение после интерференции
    счетом: собака лает, дом горит; мальчик
    гладит собаку, девочка пьет чай; в саду
    за высоким забором росли яблони; на
    опушке леса охотник убил волка;

  6. Запоминание
    двух-трех рассказов и их 1-3-е воспроизведение,
    воспроизведение после интерференции
    счетом:

«Курица
и золотые яйца»

У
одного хозяина была курица. Она несла
золотые яйца. Захотелось хозяину иметь
много золота, и он убил эту курицу, думал,
у нее внутри много золота. А внутри
ничего не оказалось, была она как все
курицы.

«Галка
и голубь»

Галка
услыхала, что голубей хорошо кормят.
Побелилась она в белый цвет и вылетела
в голубятню. Голуби ее приняли. Но она
не удержалась и закричала по-галочьи,
тогда они ее выгнали. Хотела она вернуться
к своим, к галкам, а те ее тоже не признавали
и выгнали.

https://www.youtube.com/watch?v=https:uOgOC_ZLxiU

«Муравей
и голубка»

Муравей
спустился к ручью напиться. Волна
захлестнула его и он стал тонуть. Летела
мимо голубка. Увидела тонущего муравья,
бросила ему прутик. Он по этому прутику
выбрался на берег. А на другой день
охотник хотел поймать голубку в сеть.
Муравей подкрался и укусил охотника за
палец. Охотник вскрикнул, выронил сеть,
а голубка вспорхнула и улетела.

«Лев
и мышь»

Лев
спал. Мышь пробежала по его телу. Он
проснулся и поймал ее. Мышь стала просить:
« Отпусти меня, я тебе тоже сделаю добро».
Лев рассмеялся, но отпустил мышь. На
другой день охотники поймали льва и
привязали его к дереву. Мышка услыхала
львиный рев, прибежала, перегрызла
веревки и спасла льва.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

При
анализе пересказа врач обращает внимание
на характер амнестических дефектов,
влияние интерференции, роль смысловой
близости материала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Piligrim-Booking
Adblock detector